Консультация для родителей "Концепция сотрудничества"
01 марта 2022
Школа сотрудничества
Для детей и взрослых
Концепция сотрудничества
Технология сотрудничества трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения « взрослый– ребенок». Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.
Сотрудничество в отношениях «взрослый-ребенок» реализуется в общей жизнедеятельности принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
Ученье без принужденья.
Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема – не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.
Ученье без отторженья характеризует:
- требовательность без принуждения, основанная на доверии;
- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
- замена принуждение желанием, которое порождает успех;
- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
применение косвенных требований через коллектив
- организуя сотрудничество мы создаём ситуации, чтобы у детей возникала необходимость выполнять действия согласованно, договариваясь об общем деле, распределяя материал, оказывая помощь друг другу в достижении результата .
Дети учатся работать в паре и малых группах, учатся договариваться друг с другом, выполнять элементарные правила. Постепенно дети учатся элементарным формам самооценки, самоанализа и самоконтроля. Применение технологии сотрудничества в младшем дошкольном возрасте создаёт возможность для развития предпосылок к произвольности поведения у старших дошкольников.